От диджея до программного директора — Андрей Титов о секретах работы на Апекс-Радио

Не все новокузнечане знают этого человека в лицо, но вряд ли найдутся те, кто хотя бы раз не слышал его голоса. Почти восемнадцать лет Андрей Титов общается с кузбассовцами в эфире Апекс-Радио. В «ритм любимого города» он окунулся совсем юным мальчишкой, начав свою карьеру с диджея. Накануне Дня радио, который отмечается 7 мая, теперь уже программный директор Андрей Титов рассказал ВашГород.ру о творческом пути, тонкостях работы на радиостанции, и о том, какой сюрприз ждёт новокузнечан к 400-летию города.
ВГ: Андрей, многие горожане называют вас главным голосом Новокузнецка. Давайте начнём с традиционного вопроса: как и почему вы оказались на радио?
АТ: Мне льстит название «главный голос Новокузнецка» (смеётся). Началось всё ещё в школьные годы. Где-то в 1995 году я впервые услышал музыкальное коммерческое радио, это была московская радиостанция, и моё понимание того, как можно работать в эфире, изменилось. До того момента я слышал только государственные радиостанции, где звучало традиционное «Говорит Москва!» или «Говорит Кемерово!». А когда в эфир вышли простые ведущие, ставили песни, при этом анонсировали их так весело, задорно, — тогда мне показалось, что это профессия моей мечты. Потом были школьные и дискотеки в детском лагере, где я был диджеем. В итоге всё это переросло в работу ведущим на радио.
ВГ: Как именно это произошло?
АТ: Школа, в которой я учился, находилась напротив детско-юношеского центра «Орион», в котором работал Сергей Невский, на тот момент он являлся музыкальным редактором на Апекс-Радио. Мы познакомились и, можно сказать, сдружились. Мне было 17 лет, я только окончил школу, поступил в институт. Сергей Невский предложил мне попробовать себя в роли ведущего на радио. Поскольку это была мечта детства, конечно же, я не отказался. Пришёл на свою первую стажировку, провёл в студии примерно два часа. В те времена компьютеров на радио ещё не было, и песни, звучащие в эфире, приходилось миксовать вручную. После стажировки услышал традиционный ответ: «Мы вам перезвоним». Прошёл месяц, телефон молчал, я уже и надеяться перестал. Но тут звонок от Сергея Невского: «У тебя сегодня эфир». Помню, какое волнение испытал — руки затряслись, колени затряслись, но делать нечего — пришёл (смеётся).
Получил первый в своей жизни плейлист со списком песен, по которому мне нужно было работать, написал какие-то тексты и поздно ночью вышел в эфир. Он продлился примерно с 11 вечера до 8 утра, с ночным перерывом вещания на 4 часа. Эти 9 часов пролетели для меня как 30 минут. На следующую ночь второй эфир, потом третий. Как позже выяснилось, Сергей Невский пригласил меня на стажировку в тот момент, когда программный директор Александр Аулов вообще отсутствовал в городе. По сути, никто из руководства меня не слышал.
И вот возвращается Александр Аулов из командировки, по дороге из аэропорта в 6 утра слышит по радио незнакомый голос. Тут же звонит на студию: «Я программный директор, хотелось бы с вами познакомиться. Можете ли вы подойти ко мне через час-два?». Точно помню, что это был декабрь 2000 года. Я пришёл, познакомился с Александром Ауловым, он говорит: «В принципе, всё хорошо, начинай работать».
За две недели до Нового года получаю расписание, по которому буду работать, и самое страшное, что мог получить в то время любой ведущий радиостанции, — смена в ночь с 31 декабря на 1 января. А у меня уже были построены свои планы. И тут я проявил несказанную дерзость: категорически отказался работать в новогоднюю ночь, но согласился выйти в любой другой день. Руководство пошло навстречу, зато потом в ночных эфирах мне пришлось работать вплоть до 7 января. Те зимние каникулы я долго не забуду — мороз жмёт под 45 градусов, в студии холодно. Тогда она находилась в драмтеатре, здание было ещё не отремонтировано, и отопление было очень слабым. Приходилось в прямом смысле сидеть в шапке и варежках, верхом на обогревателе. Но всё это не отбило моё желание остаться на радио, напротив, закалило.
ВГ: Получается, вы совмещали работу с обучением в вузе?
АТ: Да. Сложно винить мою работу, но первую сессию «завалил». Тем не менее, институт окончен, высшее образование получено.
ВГ: Физико-математическое?
АТ: Да, я окончил физико-математический факультет уже несуществующего КузГПА.
ВГ: Зачем радийщику физико-математическое образование?
АТ: Когда поступал в институт, ещё не думал, о том, что буду работать на радио, хотя очень хотел. А возможности получить специальное образование для работы на радио в нашем городе тогда не было. Так что физмат и радио это две совсем разные вещи. Но я благодарен физмату за то, что он научил искать нестандартные решения в некоторых вопросах, в том числе и при выходе в эфир не говорить всякие банальные вещи.
ВГ: Кто для вас был примером в профессии? На кого вы ориентировались?
АТ: Многие до сих пор работают на радио. Конечно, можно назвать и Бачинского, и Стиллавина. Если говорить о ведущих музыкального эфира, это Алексей Мануйлов, который работает в эфире уже 25 лет. Были и наши местные. Так получилось, что я, 17-летний молодой человек, пришёл в коллектив уже больших звёзд — Константин Броневой, Екатерина Ульянова, Ольга Михайлова, Александр Аулов, Сергей Невский. Это люди, которых я слушал день и ночь. Из опыта каждого из них я что-то почерпнул для себя.
ВГ: Кстати, одна из ваших бывших коллег рассказала, что вы набирались опыта в Швеции…
АТ: В Швеции и Дании мне повезло оказаться по образовательной программе Фонда независимого радиовещания. Участвовали в ней исключительно радиостанции местного масштаба. Для этого нужно было представить некий проект. Как раз тогда Апекс-Радио в честь своего 15-летия организовало конкурс «Удиви Кузбасс» — этакую новокузнецкую «Минуту славы», где каждый горожанин мог поделиться своим талантом и побороться за главный приз. Благодаря этому проекту мне и удалось в числе ещё десяти коллег из разных городов России отправиться за границу. Шведский медиа-институт FOJO проводил для нас образовательные секции, мы побывали на радиостанциях Швеции и Дании, в мэрии города Мальмё, встретились с организаторами Евровидения.
ВГ: Вернёмся в Новокузнецк. Девиз «Апекс-Радио» — «в ритме любимого города». За что лично вы любите Новокузнецк?
АТ: Я родился здесь и живу — как не любить свой родной город?!
ВГ: Для Новокузнецка Апекс-Радио — это что?
АТ: Это легендарная радиостанция. Немногие города России могут похвастаться собственным крупным медиа, а я отношу радио к крупным медиа. Из ближайших городов это Новосибирск, Томск, Красноярск. В 1998 году к этому числу добавился и Новокузнецк. За 20 лет мы расширили зону вещания — Кемерово, Междуреченск, Шерегеш. Но на этом не останавливаемся, и возможно, у нас появятся дополнительные города. Это здорово. Если открыть любое мобильное приложение для радио, можно увидеть, что после очень крупных радиобрендов идут местные радиостанции, и Апекс-Радио обычно в числе первых. То есть наше радио слушают далеко за пределами Кузбасса.
ВГ: Приближается 400-летие Новокузнецка. Какой подарок городу готовит Апекс-Радио?
АТ: К юбилею Новокузнецка у нас вернётся легендарное шоу «Поплыли». Оно не проводилось ровно 10 лет, а 30 июня 2018 года мы вновь будем в парке отдыха «Водный». Это самый главный проект, над которым сейчас работаем. Совпало так, что в этом году Апекс-Радио тоже отмечает юбилей — 20 лет со дня основания. Глобального проекта, посвящённого этому событию, пока нет, но над ним мы тоже работаем. Дело в том, что совсем недавно все силы были брошены на содействие в проведении фестиваля «Грелка» в Шерегеше. Такую уникальную форму работы мы практикуем второй год подряд: выезжаем всей студией в Шерегеш и начинаем вещать у подножия горы Зелёной. Всё, что происходит на «Грелке», радиоведущий комментирует прямо с улицы. Любой человек может прийти и посмотреть, как работает радио. А поскольку «Грелка» ещё и музыкальный фестиваль, в гостях у нашей студии, конечно же, бывают звёзды российской эстрады.
ВГ: Кто из звёзд, с которыми вам довелось общаться на Апекс-Радио, запомнился больше всего?
АТ: Прежде всего, запомнилось моё первое интервью. Это была Кристина Орбакайте. Случилось это спустя полгода или год после того, как я пришёл работать. Мне дали неделю на подготовку. Интернета тогда не было, какую-то информацию приходилось брать из журналов, что-то делалось на уровне интуиции. Так вот, те вопросы, которые у меня были накиданы, видимо, настолько оказались стандартными для певицы, что она отвечала на них максимально развёрнуто, но при этом даже не поднимала взгляда на меня. Она читала очередную статью в журнале про Аллу Пугачёву, Максима Галкина. Но именно Кристина и «вытянула» это интервью из моих самых простых вопросов. Зато мне удалось избежать глупых вопросов на тему «понравился ли вам наш город» или «исполните в нашем эфире вашу самую любимую песню».
Все исполнители, с которыми мне удалось пообщаться в последнее время, оказались очень даже милыми людьми без звёздной болезни. Но в 2000-х годах сталкивался и с музыкантами противоположного характера. На самом деле, даже если исполнитель приходит в студию в плохом настроении, главное, попробовать расположить его к себе. Мы же здесь сидим не для того, чтобы закидать страшными вопросами звёзд, а стараемся выстроить доброжелательную беседу.
ВГ: Сейчас вы программный директор Апекс-Радио. Что входит в ваши обязанности?
АТ: Начать, наверное, нужно с иерархии, которую мне удалось пройти в моей работе. Я начинал обычным ведущим музыкально эфира. Затем стал музыкальным редактором радиостанции. Это человек, который составляет музыкальный плейлист — список песен, по которому работают все ведущие. Плейлист определяется форматом радиостанции. Формат Апекс-Радио — это современная популярная музыка, рассчитанная на аудиторию в возрасте 25−35 лет. Музыкальный редактор — правая рука программного директора. Впоследствии я стал программным директором, но по-прежнему совмещаю функции музыкального редактора, то есть, прежде всего, отвечаю за музыкальную политику радиостанции.
Во-вторых, функция программного директора — это управление всеми ведущими, как музыкальных, так и информационных эфиров. По сути, работа заключается в том, чтобы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю слушать радиостанцию, наставлять, направлять в нужную сторону вектор работы ведущего. Обучать, поощрять — без этого никуда. Плюс ко всему — выстроить работу так, чтобы удовлетворить вкусы слушателей и вкусы учредителя компании.
ВГ: А если вкусы слушателей и учредителя компании не совпадают?
АТ: Вот и нужно стараться найти ту самую грань, чтобы всё совпало. Если не получается, обычно это заканчивается уходом программного директора с должности.
ВГ: Что грозит ведущему за ошибки в эфире?
АТ: Каждый ведущий у микрофона понимает степень своей ответственности за всё, что он говорит в эфире, так что именно с содержательной частью обычно проблем не бывает. Ну, разве что ведущие иногда неправильно произносят имена новых исполнителей, которые появляются на эстраде. Тут, конечно, вина ведущего, который заранее не подготовился, не узнал, как правильно читается имя. В данном случае ему будет указано на ошибку, но обычно серьёзных санкций это не несёт. Есть свод правил о том, что ведущему запрещено говорить в эфире музыкальной развлекательной радиостанции, и каждый сотрудник их знает.
ВГ: Какие факторы учитываются при составлении плейлиста?
АТ: Прежде всего, ориентируемся на специальные исследования по поводу того, на какую аудиторию интересно работать радиостанции. Сейчас в нашем городе вещает 21 радиокомпания, и каждая выбрала себе определённую нишу. Ядро нашей аудитории, как я уже сказал, это люди в возрасте 25−35 лет. Но при этом мы понимаем, что наверняка нас слушают и те, кто моложе, и те, кто постарше. Некоторые композиции выбираем, основываясь на личных вкусах. И, конечно же, очень активно нам помогают социальные сети, где мы сами проводим опросы среди слушателей.
ВГ: Что вам пишут слушатели?
АТ: Я застал то время, когда основную часть программы по заявкам составляли письма, написанные от руки. Они придавали особую душевную ауру нашей работе. Авторы передавали приветы всем ведущим, называя всех по именам, рисовали их портреты — такие, какими представляли себе. Сейчас время изменилось, и слушатели в основном передают приветы и поздравления.
ВГ: Может ли радиоведущий прийти с плохим настроением на работу?
АТ: Да. И такое часто бывает.
ВГ: Как с этим справиться?
АТ: Тут нужно включать свои актёрские способности, и какое бы плохое настроение у тебя не было, ты не должен дать почувствовать его слушателям.
ВГ: Вы устаёте от своей работы, только честно?
АТ: Иногда да. Но силы очень быстро восстанавливаются. И речь, скорее, не об усталости — о чувстве рутины. Есть правило, как с ней бороться. Прежде всего, это, конечно, отпуска, в которые нужно обязательно ходить. Во-вторых, это смена обстановки, которая иногда может заключаться даже в смене своего эфирного времени, например, сегодня ты работаешь вечером, завтра — можешь перейти в дневной эфир или попробовать влиться в утренний. Если уж совсем надоело, то надо либо брать большой отпуск, либо вообще сменить деятельность. Но такие моменты у радиоведущего наступают крайне редко.
ВГ: Программный директор на Апекс-Радио — богатый человек?
АТ: Программный директор на Апекс-Радио, как и любого другого радио, — это «бедный» человек (смеётся). И речь не о финансовом благополучии, а о том, что прогдир несёт ответственность за всё, что происходит с эфиром — музыка, ведущие, рейтинги и так далее.
ВГ: Где вы любите отдыхать?
АТ: Первые дня три отпуска предпочитаю просто полежать, чтобы никто не трогал. Где это будет — в наших краях или за границей — разницы нет. Но от такого отдыха тоже немножко устаёшь, потом хочется новых эмоций и открытий. В этом плане очень люблю бывать в новых городах, как в нашей стране, так и в загранице, и изучать их не по стандартным туристическим маршрутам, а самостоятельно. Но чаще отдых приходится совмещать с работой. Например, год назад в Казани проходил крупный радиофорум. Прежде я ни разу не был в этом городе, поэтому решил съездить — и город посмотреть, и на форуме побывать.
ВГ: В прошлом году вы стали финалистом конкурса «Радиомания-2017». Расскажите, как это произошло и чем закончилось?
АТ: «Радиомания» — самый престижный конкурс в радиовещании. Получить эту премию — верх мечты любого радийщика. Даже просто оказаться в этой среде — уже большой подарок. Апекс-Радио — единственная радиостанция из Кузбасса, которая входила в число финалистов «Радиомании» трижды. Как раз третьим финалистом в прошлом году оказался я. Суть конкурса в том, что участники готовят нарезку своего эфира и отправляют в Москву на суд компетентного жюри. Имя победителя держится в тайне до торжественной церемонии награждения в столице. В прошлом году премию вручали в концертном зале «Крокус Сити Холл». Статуэтку золотого микрофона я не получил: в моей номинации награду завоевал радиоведущий из Саратова. Но те эмоции, которые ты испытываешь, когда открывают конверты с именами победителей, непередаваемы! Секунды кажутся часами ожидания, а седых волос становится больше (смеётся). Но они стоят того. Когда после церемонии вручения я вернулся в гостиницу, то не мог принять однозначного решения, надо ли мне ещё раз что-то подобное переживать. Сейчас объявлен новый конкурс «Радиомания-2018», и я снова хочу испытать эти эмоции, а насколько это удастся, узнаем в июне.
ВГ: Удачи вам!
АТ: Спасибо!

Комментарии

Популярные сообщения